08 мая

Ксения Лебедева: Целью картельного сговора является исключение конкуренции на рынке

Сговоры, ограничивающие конкуренцию, – это не просто мошенничество, но опасное экономическое преступление с тяжелыми последствиями. В настоящее время участие в картелях рассматривается как административное и уголовное преступление.

 Источник: http://businessrh.ru/ekspert/zakonodatelstvo/120-kseniya-lebedeva-tselyu-kartelnogo-sgovora-yavlyaetsya-isklyuchenie-konkurentsii-na-rynke.html

Впервые в России была предусмотрена уголовная ответственность за стачки в 1845 году в "Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года".

Нынешние российские законы, регулирующие отношения в условиях рыночной экономики, создаются практически с нуля. Неудивительно, что они требуют постоянной корректировки, разработки и внесения поправок, которые позволят вести реальную борьбу с ограничением конкуренции, и при этом предоставят четкие механизмы, сводящие к минимуму возможность злоупотреблений. Такие корректировки вводятся в законодательство постоянно.

Самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства являются антиконкурентные соглашения — чаще всего они находят свое выражение в форме картельных, или трестовых сговоров.

О том, что такое картель, последствия сговоров, и как с этим бороться, мы поговорим с руководителем Хакасского УФАС по России Ксенией Лебедевой.

– Ксения Александровна, так что же все-таки скрывается за итальянским словом картель?

– Самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства являются антиконкурентные соглашения – картели.

По смыслу статьи 11 Закона «О Защите конкуренции» картелем признаются соглашения конкурентов, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка, сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

– Участники картеля согласуют условия сбыта своей продукции, найма рабочей силы, регулируют объемы производства, распределяют между собой сферы влияния и, как правило, устанавливают монопольно высокие цены на товары или услуги.

Это, безусловно, выгодно для предпринимателей. Скажите, такая форма антиконкурентных действий характерна для любого государства или для государств с определенным экономическим устоем?

– Антиконкурентные действия, которые вы перечислили выше, характерны для любого государства, несмотря на сложившийся в нем определенный экономический устой. В рамках «третьего антимонопольного пакета поправок» в антимонопольное законодательство России были внесены поправки, в том числе и в нормы, которые регулируют картельные соглашения, которые учитывают все лучшие мировые практики по борьбе с такими наиболее опасными видами нарушений антимонопольного законодательства как картели.

– Каковы наиболее явные признаки картеля?

– Они могут быть самыми разными, в настоящее время компании стали лучше разбираться в антимонопольном законодательстве, стараются «явные признаки» картеля не показывать.

Один из основных признаков мы можем увидеть путем свободного доступа на общероссийский официальный сайт о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru, где все действия компаний-участников размещения заказа по так называемому «распилу» видны в свободном доступе. При сговорах на торгах конкуренты договариваются об условиях участия в торгах с тем, чтобы максимизировать свою прибыль и устранить конкуренцию.

Признаками Ценового сговора могут являться одинаковая или практически одинаковая цена у конкурентов, либо синхронные изменения цен, либо изменение цен на одинаковую величину.

– В западных странах подобный экономический заговор считается самым опасным экономическим преступлением. Например, по подсчетам США, несмотря на то, что там ежегодно раскрываются сотни картелей, само по себе это явление наносит ущерб экономике страны на сумму более 300 млрд долларов. В чем именно состоит ущерб? Мы – обыватели, потребители явно страдаем от завышенных цен, а государству-то в чем урон?

– В продолжение предыдущего вопроса, например, договоренности на торгах компаний, участвующих в картельных сговорах приводят к дополнительному расходованию средств бюджета, где договорившиеся между собой стороны цену контракта не снижают, а забирают торги, как правило по начальной максимальной цене, либо снижая цену на минимум.

Существование картелей приводит к искусственному росту цен, к отсутствию новых, более качественных товаров. Такие соглашения ведут к тому, что у предприятий-участников пропадают стимулы для внедрения инноваций, и компании – участники картеля, как правило, стараются не допустить на рынок новых игроков, повышая барьеры входа на рынок.

– Несколько лет назад Госдума РФ и Правительство РФ поддержали инициативу ФАС России и внесли изменения в законодательство – ужесточили ответственность за картельные сговоры. И какова на сегодняшний день ответственность за подобные договоренности?

– За картельный сговор (самое опасное экономическое преступление) предусмотрена административная ответственность с наказанием в виде оборотного штрафа в размере до 15% годового оборота компании, и Уголовная ответственность, с наказанием по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде штрафа от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, а за особо опасные картели тюремный срок от 3 до 7 лет лишения свободы.

– Ксения Александровна, есть ли случаи участия в сговоре не только бизнесменов, но и органов власти?

– В тех случаях, когда в картельном сговоре участвует орган власти, применяется норма статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой «запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства с участием органа власти, его должностного лица возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства. После принятия решения о нарушении антимонопольного законодательства в отношении соответствующего должностного лица возбуждается дело об административном правонарушении (часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ), по результатам которого может быть наложен административный штраф (от 20 до 50 тысяч рублей) или применена дисквалификация (в судебном порядке) на срок до трёх лет.

– Мы плавно подошли к вопросу о видах картелей. Какие бы основные и наиболее распространенные вы бы выделили?

– Целью картельного сговора является исключение конкуренции на рынке.

Современные экономисты насчитывают свыше 20 видов картелей, которые можно условно разделить по сфере деятельности, составу участников, форме организации, характеру взаимоотношений и др.

Можно выделить три основных вида картелей:

1. Ценовой сговор

Ценовой сговор – это не только соблюдение определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованное их повышение, это и установление минимальной цены (картель минимальных цен), и процент скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовая формула расчета (калькуляционный картель). Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Картели этого вида появились одними из первых.

2. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков

В картелях этого вида заключается соглашение о распределении клиентов, территорий (региональный картель), объемов продаж и закупок (экспортный и импортный картель) и ассортимента реализуемых товаров (картель специализации). Определить их можно по следующим признакам: картели этого вида работают только в определенных городах, не интересуются «чужими» территориями или клиентами, не увеличивают предложение товара, даже если на него наблюдается небывалый спрос.

3. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов

Этот вид картеля подразумевает соглашение между конкурентами об условиях получения подряда до начала торгов. Существует несколько возможностей выиграть торги обманным путем, например: заявки с самыми выгодными предложениями цены подаются участниками сговора по очереди, либо осуществляется подкуп других участников торгов с тем, чтобы ими были выдвинуты заранее неприемлемые условия или цены (таким образом, победитель оказывается безальтернативным), в некоторых случаях возможны такие наказуемые законом действия, как шантаж и применение насилия в отношении возможных конкурентов. В обмен на свой «проигрыш» «компании-неудачники» получают другой контракт, субподряд у выигравшего, денежное или иное вознаграждение.

Вычислить конкурсных мошенников легко, т.к. существуют признаки недобросовестно проведенных торгов: малое количество участников, лишь символическое снижение цены предложения, неполная явка на торги и др.

– Какова средняя продолжительность картеля?

– Средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые длятся 10 и более лет.

– Хотелось бы услышать от вас примеры сговоров в мировой практике, российской и, соответственно, в Хакасии.

– В международной практике были выявлены картели во многих сферах экономической деятельности, в том числе, например, на рынке продаж железной дороге рельсовой продукции, ценовой сговор LG и Samsung на жидкокристаллические панели.

Важным достижением в практике ФАС России является рассмотрение крупных дел по антиконкурентным соглашениям, дел о национальных картелях, действующих в масштабах всей России, рассмотрение которых привело к тому, что поменялась ситуация в целых отраслях. К примеру, в химической промышленности. ФАС России было вынесено несколько решений против компаний, работающих на рынке производства хлора, кабельных пластикатов, жидкой каустической соды.

Примером картелей, выявленных ФАС России являются сговоры нефтяных компаний по поддержанию розничных цен на рынке, продовольственных товаров, лекарств.

Хакасским Управлением ФАС были выявлены картельные сговоры на торгах (на выполнение ремонтных работ, на оказание услуг по бесплатному зубопротезированию льготных категорий граждан) последнее дело в настоящее время находится в стадии рассмотрения, о его результатах мы обязательно расскажем вашим читателям.




Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии